Историко-биографические и
исторические очерки
Хайдарбек
Гиничутлинский
Историко-биографические
и исторические очерки Хайдарбека
Геничутлинского являются одним из
ценных повествовательных
источников по истории Дагестана и
Чечни. Составлены они во второй
половине XIX в. на основании устных и
письменных источников местного
происхождения, в числе которых были
и записки активного участника борьбы
с царизмом, шамилевского «генерала»
Абакар-дибира из сел. Аргвани
Гумбетовского района Дагестана.
Из числа потомков того сына Сураката,
по имени Андуник-нуцал, которого
Абулмуслим назначил эмиром в Хунзахе,
люди знают конкретно лишь Дугри-нуцала.
Говорят при этом, что Дугри-нуцал был
святым чудотворцем. Могила этого
Дугри-нуцала находится на кладбище,
именуемом «Квегадатль (Кугадал)
хабал» (Квегадатль хабал — одно из
хунзахских кладбищ) и люди посещают
ее.
СТАРШИЙ БУЛАЧ И
ЕГО СЫНОВЬЯ
Из числа хунзахских повелителей-эмиров
известны также: Старший (Кудияв) Булач и его сыновья
— Мухаммад-нуцал и Мухаммадмирза. У
Мухаммадмирзы — сына Старшего
Булача была жена по имени Патимат,
племянница князя Хасаймусы
Аксайского. От нее Мухаммадмирза
имел дочь по имени Китлилай.
У Мухаммад-нуцала — другого сына
Старшего Булача, было две жены:
Хыстаман и грузинка Мариям. От первой
из них у Мухаммад-нуцала было
четверо детей: сын Уммахан и три
дочери— Бахтика, Хыстаман и Аймесей.
От второй — два сына: Сурхай и Гебек.
В 1187/1773—74 году этого Мухаммад-нуцала
после всяких там разговоров коварно
убили шемахинцы.
ПРАВЛЕНИЕ
УММАХАНА - СЫНА МУХАММАД-НУЦАЛА
После
того повелителем был сделан Уммахан,
сын Мухаммад-нуцала. Через небольшой
промежуток времени этот Уммахан со
своими победоносными войсками
вознамерился выступить против
города Шемахи, чтобы отомстить его
жителям за убийство отца, о котором
было упомянуто выше.
Уммахан начал поднимать народ.
Вначале он пошел в Игали, оттуда — в
Инхо, оттуда — в вилаят Гумбет,
оттуда — в вилаят Анди, оттуда—в
Ботлих, оттуда—к каратинцам (калалал),
оттуда — в вилаят гидатлинцев.
Продвигаясь так, Уммахан дошел, наконец,
до вилаята Карах. Он, таким образом,
отмобилизовал тогда и поднял на
битву людей изо всех тех, что названы
здесь и иных областей.
Уммахан и его войска остановились
затем в местности, именуемой «Боре
шутунибтляра». Это—переданная в
вакф местность, где откармливали
коней останавливавшихся там отрядов,
которые поджидали пока люди не
примкнут к войску все, до последнего
человека.
Во время того похода в названной
местности вокруг Уммахана собралось
множество воинов. Все они пошли потом
к городу Шемахе. Внезапно напав на
названный город, воины Уммахана захватили
его и, перебив жителей, подожгли;
сожжен тогда был город Кухнашахар («Старый
город» — Т. А.), находящийся поблизости
от современной Шемахи, который,
кстати, и ныне хранит следы огня.
После того Уммахан и его воины
возвратились назад победителями, с
добычей в руках, восхваляя и
благодаря всевышнего Аллаха.
У Уммахана, когда он объезжал
селения, был обычай — останавливаться
в мечетях. Он при этом не выбирал себе
определенного кунака, а говорил: «Я
кунак всего селения». Желание
сделать приятное людям, установить
равенство между ними — вот, что было
мотивом этих его действий. Как
прекрасно поступал этот Уммахан!
После того, кстати, победоносный
Уммахан завоевал еще много
крепостей: крепость Ваханн (Вахан),
Гумуш и другие.
Уммахан и его войска находились как-то
в Джарском вилаяте. Целью их был
поход против города Гянджи: они
намеревались, уничтожить население
Гянджи и убить гянджинского эмира
Джавад-хана и тут вдруг пришло от
Аллаха повеление — умереть. Уммахан
заболел. Болезнь его заметно
усилилась, и тогда он решил
возвратить своих воинов в их родные
места. Лишь примерно сто особо
близких товарищей остались около
смертельно больного Уммахана.
Умер Уммахан в городе Бело Каны (Биликан)
в усадьбе Абдуллы—сына Халаджа, в
1215/1800—801 году. Похоронен он был там же,
в Джарском вилаяте. Над могилой его
воздвигли мавзолей.
Говорят: «Распространился слух —
причина смерти Уммахана в том, что
Джавадхан, эмир Гянджи, передал яд
служанке упомянутого Абдуллы,
которая подмешала его в еду Уммахана,
отчего, мол, он, отравленный, и умер.
Мухаммад—сын Абдуллы, сына Халаджа,
услышав эти разговоры, развел
большой костер и бросил в него ту
женщину. Там она и сгорела».
Уммахан оставил после себя: жену по
имени Хыстаман-бике, дочь уцмия
Кайтага; дочь по имени Баху, которую
родила Хыстаман-бике; жену-грузинку
по имени Дариджа; дочь по имени
Патимат, которую родила Патимат
Аксайская, умершую затем в селении
Ках во время чумы, могила ее, кстати, и
поныне находится там, около дороги;
жену по имени Китлилай — дочь
Мухаммад-мирзы, своего дяди по линии
отца.
Свою дочь Баху-бике. Уммахан выдал
за Султанахмад-хана, сына своей
сестры и Алисултана — эмира Мехтулы.
ГЕБЕК-ХАН И ЕГО
УБИЙСТВО
После
смерти Уммахана аварским
повелителем-эмиром был сделан в
Хунзахе его брат по отцу, Гебек-хан,
матерью которого была грузинка
Марьям.
Через небольшой промежуток времени,
однако, произошли следующие события.
Дочь Мухаммадмирзы, жена покойного
Уммахана, Китлиляй вдруг
почувствовала страсть к Султанахмад-хану,
Дело дошло до того даже, что она
направила несколько посланцев и
посланий к этому Султанахмад-хану,
предлагая, чтобы он сочетался с ней
законным браком. В письмах Китлиляй
говорилось примерно следующее: «Я
хочу, чтобы ты стал моим супругом. Я
сделаю все ради того, чтобы убить
Гебека, и чтобы власть в Хузахе
была, затем передана тебе». От
Султанахмад-хана она получила тогда
примерно такой ответ: «Я обязательно
женюсь на тебе. Но ты постарайся
убить хунзахского повелителя».
Китлиляй обрадовалась и призвала
себе к Андалава Хунзахского—сына
Чупана. Побеседовав с ним, прощупав
его настроения, она сказала ему: «Я
хочу стать твоей женой. Если ты
твердо обещаешь жениться на мне, я
уже сейчас буду во всю строить козни,
чтобы убить эмира Гебека и передать
затем символы власти — пектораль (килада)
и корону тебе». Андалав ответил: «Слушаюсь
и повинуюсь!». Тут Китлиляй сказала
ему: «В такую-то ночь я сделаю так,
чтобы Гебек пришел сюда, в мою усадьбу.
В ту же ночь приходи и ты. Спрячешься
с обнаженным кинжалом за дверью,
ведущую в мою большую комнату. Когда
кахский раб -гёрги, которому будет
поручено убийство, ударит Гебека
топором, я сразу побегу к комнате,
где будешь находиться ты. Если Гебек—после
того, как раб ударит его, бросится
вслед за мной, воткнешь кинжал ему в
живот, когда он будет пробегать через
двери». Андалав ответил «Есть!»
Китлиляй сделала знак: подойти,—своим
рабам-воинам {гулам}, среди которых
был и некий Иса, намеченный ею для
совершения убийства, и сообщила им о
своем намерении пригласить Гебека.
Китлиляй сказала этим рабам-воинам: «Когда
придет эмир Гебек, окажите ему,
уважение —снимите с голов шапки и, не
садясь, встанете затем позади него.
Пусть Гебек думает, что вы стоите из
почтения к нему».
В ночь, намеченную для приглашения
Гебека, Андалав пришел к Китлиляй.
Как то было сказано ему ранее, он
встал за дверью, ведущую в ее большую
комнату, спрятавшись там. Китлиляй же
объявила тут упомянутому выше Исе: «Когда
Гебек придет и сядет около меня, я
вначале поведу с ним беседу, затем —
дважды ударю щипцами по пеплу. При
моем третьем ударе ты изо всей силы
ударишь Гебека по голове топором,
который должен быть у тебя в руках.
Ударь при этом так, чтобы голова его
раскололась надвое».
Затем Китлиляй послала человека,
чтобы тот привел повелителя-эмира
Гебека. При этом она сказала ему: «Ты
объяви Гебеку: «Китлиляйде
приглашает тебя по важному делу. Она
не
нуждается в тебе». Гебек прибыл.
Когда этот повелитель вошел в
помещение, где находилась Китлиляй,
ее рабы-воины поднялись якобы из
уважения к нему и затем встали
позади него. Гебек же сел рядом с
Китлиляй. Они начали беседу, и вдруг
Китлиляй стукнула по пеплу щипцами,
которые были у нее в руке. Через
небольшой промежуток времени она
стукнула ими вторично. Когда же
Китлиляй собралась стукнуть ими
третий раз, Иса нанес Гебеку топором
сильнейший удар по голове. Китлиляй
сразу побежала тут к своей большой
комнате. Гебек же, вскочив, обнажил
кинжал и с криком: «Что? Для этого ты
пригласила меня? Ух, подлая тварь (гурумсак)!»
— бросился за Китлиляй, чтобы
прибить ее. Когда, однако, Гебек
врывался в ту комнату, Андалав вонзил
ему в живот кинжал. Там Гебек и умер.
Китлиляй сказала затем своим
слугам: «Если спросят: «Почему убили
повелителя-эмира?», — вы отвечайте: «За
его распутные, развратные намерения».
Упаси нас Аллах от женского
коварства! Ухищрения их поистине
велики. Ведь недаром сказано в Коране:
«О, женщины! Воистину, ваши
ухищрения велики!»
Дата убийства эмира Гебека—
1216/1801—802 год. У Гебека была жена,
именуемая Чурки сын от нее — Сурхай.
Чурк тайком отправила тогда этого
Сурхая к своему верному человеку,
Нуричу Большому Тукитинскому, чтобы
тот сохранил его. Она боялась, что
убийцы отца будут затем строить
козни и в отношении мальчика. Во
время похорон своего мужа Гебека
Чурк продекламировала следующие
строки:
Инсул кьибил кьалаб
кьурул милъиршо
Кьун арабин дица т1ук1адерихъе.
Кьолбода
рихараб цо лочнол хоно
Аманат т1ук1ал. Щулаго
рук1аян!
«Горную ласточку, с
которой враждует ее же отцовская
родня,
Передала я тукитинцам.
Хранителями
соколиного яйца, которое
возненавидела своя же родня,
Назначены, таким образом, вы —
тукитинцы. Так храните же верность!» |